Илон Маск заработал многомиллиардное состояние, управляя компаниями по производству электромобилей, продаже солнечных панелей и запуску ракет в космос. И все это он смог сделать с помощью многомиллиардных правительственных субсидий.
Правительственная помощь
В соответствии с информацией, представленной журналом The Times, компании Маска Tesla Motors Inc., SolarCity Corp. и Space Exploration Technologies Corp. (известная как SpaceX) получили в общей сложности 4.9 млрд $ правительственных субсидий. В этих цифрах прослеживается одна общая характерная черта, которая пронизывает всю зарождающуюся бизнес-империю Илона: правительственно-частная модель финансирования рискованных стартапов.
«Он определенно идет туда, куда идут правительственные деньги», полагает аналитик Jefferies Equity Research Дэн Долев, «Это отличная стратегия пока государство не обрубило тебе финансирование».
Сумма, подсчитанная The Times, состоит из множества различных субсидиарных правительственных программ. Это гранты, налоговые льготы, дешевые займы и экологические кредиты, которые может предоставлять Tesla. Сюда также входят налоговые льготы и вычеты покупателям солнечных панелей и электромобилей.
Назревает вопрос:
действительно ли компании Маска прилагают достаточно усилий для выхода на уровень самообеспеченности и смогут ли они оптимизировать затраты на развитие до того, как щедрость правительства иссякнет?
Tesla и ее дочерняя компания SolarCity на рынке уже 10 лет, но все еще убыточна. При этом акции обеих компаний росли в котировках до конца июня этого года. Стоимость доли Илона Маска в ценных бумагах этих фирм составляет ~10 млрд $.
Маск и его инвесторы получают выгоду от финансовых последствий правительственной поддержка, полная стоимость которой ложится на плечи налогоплательщиков.
Конечно, общество выиграет от существенного уменьшения загрязнения окружающей среды. Но этого следует ожидать только в случае, если солнечные батареи и электромобили смогут потеснить закрепившиеся на рынке конкурирующие «неэкологичные» продукты.
В отличие от продукции Tesla и SolarCity, которая на данный момент по карману только хорошо обеспеченным людям, предложения конкурентов намного дешевле и доступны широким слоям населения.
Информацию о субсидиях обычно можно почерпнуть из открытых источников или учетной документации компаний. Однако подлинный масштаб правительственной поддержки ясен не до конца из-за ее протяженности во времени и разнообразия оказывавших её правительственных структур.
Бонусы компании SolarCity
Штат Нью-Йорк потратил 750 млн $ на постройку в Буффало завода по производству солнечных панелей для SolarCity. Компания получит завод в аренду за 1$ в год. Она не будет платить налог на собственность, который обошелся бы ей в 260 млн $.
SolarCity отчиталась в получении прямых грантов от Департамента казначейства США в размере 497 млн $.
Впрочем, эти цифры не дают представления о полной стоимости государственной поддержки. Федеральное правительство также предоставляет гранты и налоговые льготы для оплаты 30% стоимости солнечных установок.
В соответствии с корпоративной документацией за время с 2006 года SolarCity установила солнечные панели для 217595 клиентов. По оценкам некоммерческой организации Union of Concerned Scientists, каждая установка в среднем обошлась в 23000$.
В итоге расходы казначейства на поддержку и гранты SolarCity должны были составить около 1.5 млрд $.
Tesla Илона Маска
Штат Невада согласился предоставить компании Tesla 1.3 млрд $ на постройку огромного завода по производству батарей возле города Рино.
Кроме того, компания заработала 517 млн $ от продажи «экологических кредитов» конкурирующим автопроизводителям. Автопроизводители должны покупать эти кредиты, если им не удается продать за соответствующий отчетный период достаточное по нормативам количество экологически чистых автомобилей. Эта система была впервые внедрена в Калифорнии и впоследствии принята еще девятью штатами.
Долгосрочный проект SpaceX
Другая компания Маска – SpaceX – заполучила субсидию на развитие в 20 млн $ от штата Техас. Средства предназначены на строительство в Техасе сооружения для пуска ракет. И это не считая правительственных контрактов на сумму 5,5 млрд $, которые компания получила от NASA и ВВС США.
Компании Маска привлекали крупные инвестиции и от частного капитала. Однако, правительственные субсидии количественно выделяются на общем фоне. Степень зависимости компаний Маска именно от правительственных субсидий намного выше, чем от частных.
«Правительственная поддержка – характерная черта всех трех компаний, и без нее этих компаний не было бы», утверждает Марк Шпигель из хедж-фонда Stanphyl Capital Partners, который играет на понижение акций Tesla.
По словам Ашли Вэнса, автора биографической книги “Elon Musk: Tesla, SpaceX, and the Quest for a Fantastic Future”, Илон Маск оказался настолько успешен в «торговле ожиданиями», что теперь американские штаты соревнуются в деле предоставления ему денег.
Помимо основных предприятий, Маск заработал на продаже акций PayPal. На деньги вырученные от этой сделки, он основал в 2002 году компанию SpaceX и инвестировал в Tesla и Solar City, взяв руководство этими компаниями в свои руки.
На данный момент Маск является генеральным директором в компаниях Tesla и SpaceX и председателем правления SolarCity. Илон владеет крупным пакетом акций всех трех компаний, в том числе 27% Tesla и 23% SolarCity. На строящихся и уже работающих предприятиях этих компаний в Калифорнии, Мичигане, Нью-Йорке, Неваде и Техасе работают 23000 человек.
Напряженные переговоры с властями штата Невада
После года тяжелейших переговоров, Tesla получила субсидию в 1.3 млрд $ на постройку фабрики по производству литий-ионных батарей в Неваде.
В 2013 году Tesla пригласила представителей управлений по экономическому развитию семи штатов на свою фабрику в Фримонте.
После экскурсии их собрали в конференц-зале, где руководство компании представило свои планы по постройке крупнейшего в мире завода по производству батарей. Представителям штатов было предложено профинансировать строительство.
По словам Стива Хилла, исполнительного директора секретариата губернатора штата Невада по вопросам экономического развития, первоначальное предложение штата предполагало стандартный пакет мер стимулирования на сумму от 600 до 700 млн $.
Однако представители Tesla хотели получить гораздо больше. Компания хотела получить один только аванс в 500 млн $, не говоря уж об остальных выплатах. В последовавших напряженных переговорах, представители Невады отказали Tesla в предоставлении субсидии на таких условиях.
Сделка оказалась под угрозой. В августе 2015 года Стив Хилл отправился в штаб-квартиру Tesla в Пало-Альто, чтобы встретиться с Диармуидом О’Коннеллом, бывшим представителем Государственного департамента США, а теперь главой отдела развития Tesla и ее главным представителем на переговорах.
В соответствии с соглашением Tesla должна была получить 195 млн $ в долговых обязательствах, которые компания может перепродать. Чтобы выделить место в бюджете под эти расходы, штат сократил субсидирование киноиндустрии и отменил налоговые вычеты для страховых компаний.
Губернатор Невады Брайн Сэндовал и Илон Маск 1 сентября 2015 года в телефонном разговоре подтвердили достигнутое соглашение. Стивен Хилл полагает, «что оно того стоило», так как строящаяся фабрика обеспечит работой 6000 жителей штата.
Власти штата заказали аналитический доклад, в котором положительный экономический эффект от проекта оценивался в 100 млрд $ в течение следующих 20 лет. Однако, некоторые экономисты полагают, что эта сумма вычислена неверно.
Завод стоимостью в 750 млн $ в штате Нью-Йорк
Схожий успех ожидал Маска с получением субсидий для завода SolarCity в Буффало. Пока что компания закупает приличную часть солнечных панелей в Китае, но благодаря новому обеспеченному субсидиями заводу скоро сможет покрыть собственные нужды.
На строительство завода планировалось потратить 750 млн $. В SolarCity предполагают, что на запуск производства придется потратить еще 150 млн $.
Промышленное предприятие размером в 111 тысяч квадратных метров планировалось закончить в 2017 году. Оно должно стать крупнейшим производителем солнечных панелей во всем Западном полушарии. Власти Нью-Йорка рассматривают субсидию как достойную инвестицию, по их убеждению, она обеспечит штату 3000 новых рабочих.
SpaceX, хотя и зависим от государственных контрактов в гораздо большей степени, чем от субсидий, получил пакет поощрительных субсидий от Техаса в расчете на запуск коммерческого ракетодрома на его территории. Власти штата выделили 15 млн $ в субсидиях и расходах на инфраструктуру, чтобы помочь SpaceX построить стартовую площадку в сельской местности на юге Техаса. Местное самоуправление дополнительно предоставило 5 млн $.
Потребности Маска в правительственной поддержке и президентство Трампа
Правительственные деньги, выделяемые заводам Tesla и SolarCity, должны сыграть решающую роль в деле сокращения расходов компаний на развитие и производство. Значимость этой задачи сложно переоценить, ведь срок некоторых старых крупных субсидий подходит к концу.
В 2017 году федеральное правительство урезало ставку по субсидированию закупок солнечных панелей с 30% до 10% для коммерческих потребителей. На владельцев домохозяйств эта субсидия вообще больше не распространяется.
Покупатели электромобилей Tesla вместе с самой машиной получают федеральные налоговые льготы в размере 7500$, а в Калифорнии еще и вычет в 2500$. Эта программа действует на электромобили всех производителей только до тех пор, пока общее количество произведенных любой компанией автомобилей не превысит 200000 единиц. В этом году Tesla преодолеет эту планку.
В свое время Маск предпринял попытку переориентировать компанию, прежде выпускающую дорогостоящие спортивные электромобили, на рынок массового потребления. Тем не менее даже при субсидировании электромобили Tesla стоят существенно дороже заветных 35-40 тыс $.
Кроме того, следует ожидать, что конкуренты постараются воспользоваться теми же преференциями, что и Tesla. Если крупные автопроизводители увеличат производство собственных экологически чистых автомобилей, то их потребность в экологических кредитах Tesla сократится, что негативно отразится на прибылях компании.
Дополнительную проблему представляет недавний выход США из Парижского соглашения по климату. В связи с этим Илон Маск, как и обещал, покинул президентский совет. Прежде правительство надеялось путем поддержки производства и широкого распространения электромобилей и солнечной энергии уменьшить выброс двуокиси углерода в атмосферу.
Следует ли теперь ожидать сокращения субсидирования на федеральном уровне? Впрочем, Илон должен быть рад тому, что на местном уровне политические элиты зачастую все еще настроены про-экологически.
Что дальше: субсидии на батарейки?
Маск пытается войти в новую для себя индустрию накопителей энергии. Все началось с типично драматического анонса батарей для домашнего и корпоративного использования под брендом Tesla Energy. На сцене, похожей на концертную, выступая под ритмичную музыку, Маск громогласно объявил, что однажды батареи сделают мировую сеть электроэнергии достоянием прошлого.
«Мы говорим о попытке фундаментальной замены существующей энергетической инфраструктуры мира», — такими были его слова.
В выступлении Маск изложил свой образ будущего, в соответствии с которым чистая энергия станет доступна даже в отдаленных деревушках развивающихся стран, а домохозяйства в развитых странах перестанут нуждаться в централизованных сетях энергоснабжения. Завод в Неваде должен будет покрыть потребности в батареях как для электромобилей Tesla, так и для новых планов Маска.
Впрочем, Маск тогда не упомянул, что Tesla уже заручилась калифорнийскими субсидиями в размере 126 млн $, которыми штат собирался поддерживать производителей устройств накопления энергии.
Получится ли у Илона реализовать эти идеи на практике или же его энергетический проект окажется таким же дорогостоящим товаром «не для всех», покажет только время.
В итоге
Имея печатный станок под рукой, Вы на правительственном уровне сможете реализовать абсолютно любой проект мирового масштаба.
Судя по субсидиям, местные и федеральные власти США действительно считают проекты Илона Маска дорогой в светлое будущее. Потребители будут ездить на машинах компании Tesla без водителей, будут летать в космос на кораблях SpaceX и пользоваться накопленной энергией от SolarCity. Но только если неожиданно не изменится правительственный курс.
Ведь самый ценный ресурс для реализации подобных возможностей в будущем — это потребитель-налогоплательщик, средства которого направляются на все издержки в настоящем.