Без рубрики

Почему все еще не состоялись IPO технологических гигантов?

FacebookTwitterGoogleVkontaktePinterestTelegramOdnoklassniki
Whatsapp

Когда Dropbox перешла в публичные компании, и стала первой крупной технологической компанией, вышедшей на IPO в этом году, многие подумали, «Время пришло!».

Дебют компании на фондовом рынке с воодушевлением предвкушался даже в той среде, в которой технологические IPO обычно не являются предметом интереса.

В последние годы ожидалось, что несколько высокотехнологичных компаний единорогов перейдут в публичные. Но этого пока не случилось. Например,  Airbnb, Palantir Technologies, Stripe, Pinterest и Uber Technologies присутствовали в списке компаний, наиболее ожидаемых в плане IPO еще с 2014 года, если не раньше.

Однако, несмотря на продолжающийся успех, эти технологические компании предпочли остаться частными и многие из них до сих пор привлекают большие суммы венчурного капитала или выпускают частные акции.

Эта ситуация не является общепринятой. Достаточно проанализировать то, как себя вели другие стартапы. Например, IPO стартапа Box, которое планировалось в апреле 2014 года, задержалось до июля, а окончательно публичной компания стала только в январе 2015 года. При этом, несмотря на некоторые подъемы и спады, в целом компания была успешной.

Для того, чтобы понять причины, по которым задерживается выход компаний на IPO, рассмотрим несколько компаний, для которых предполагалось IPO и соответствующее изменение статуса.

Airbnb

Начиная с 2014 года компания Airbnb привлекла более $1,58 млрд. от инвесторов, таких как Sequoia Capital, Andreessen Horowitz и TCV. На ноябрь 2017 года она оценивалась примерно в $31 млрд. В марте генеральный директор Брайан Чески сказал, что он и его команда «работают над тем, чтобы компания была уверена в готовности к переходу в публичные компании», по его оценкам процесс должен был занять около двух лет. В феврале 2018 года финансовый директор Airbnb доложил о том, что компания не будет проявлять активность в отношении перехода в публичные.

Чески это подтвердил:

«Мы не перейдем в публичные в 2018 году. Наша главная цель состоит в том, чтобы стать компанией 21-го века и развивать свою миссию», писал Чески. «Мы работаем над тем, чтобы быть готовыми перейти в публичные компании и примем решение о переходе в соответствии с нашим собственным планом работы».

Uber

Uber начиная с 2014 года привлекла около $21 млрд. инвестиций от Foundation Capital, Warburg Pincus,  Altimeter Capital и других фондов. В прошлом году стоимость компании упала по меньшей мере на 30%, приблизительно до $48 млрд. (с учетом инвестирования $1,2 млрд. от SoftBank). Однако большая часть этой потери была результатом продаж вторичных акций. В феврале этого года сайт новостей Recode сообщил, что в соглашении между Alphabet’s Waymo и Uber компания оценивается в $72 млрд.

Несмотря на то, что Uber сообщила об активной подготовке к IPO, компания до сих пор не является прибыльной и ее генеральный директор не ожидает, что она станет прибыльной до 2022 года. Uber потерял по отношению к Lyft 12 пунктов на рынке акций США по курсу 2017 года. В добавок к этому компания имела дело с правительственными расследованиями, обвинениями в сексуальном домогательстве и увеличением числа конкурентов. Плюс она до сих пор ищет вице-президента по финансам.

Pinterest

Компания Pinterest возникла как сайт, осуществляющий интернет-сервис, позволяющий пользователям создавать онлайн коллекции изображений и обмениваться ими. Сервис завоевал широкую популярность и послужил основой для создания социальной сети. В 2009 году на основе сайта была основана компания, которая быстро выросла до значительных размеров.

Начиная с 2014 года компания привлекла более $900 млн. от таких инвесторов как Bessemer Venture Partners. В декабре 2017 года после того, как в течение года компания потеряла более  $500 млн. дохода, сообщалось, что ее выход на какое-либо IPO будет задержан до 2019 года. После потерь 2017 года Pinterest оценивалась в $12,3 млрд.

Palantir Technologies

Начиная с 2014 года Palantir Technologies привлекла более $1,6 млрд. от таких инвесторов как Peter Thiel и Central Intelligence Agency’s Venture Capital. Программное обеспечение и сервис компании, а также и она сама, имеют конфиденциальный характер. Поэтому информации о выходе компании на IPO в широком доступе недостаточно. Компания оценивается в $20 млрд. Судя по всему, руководство компании предпочитает, чтобы она осталась в статусе частной компании. На начало 2017 года компания не являлась прибыльной.

 

Будет ли больше IPO?

Можно предположить, что неутешительное состояние Snap and Blue Apron в 2017 году, могло насторожить некоторые компании и это могло иметь свои последствия.

«Snap задает тон, с тех пор как она стала большой компанией» заметил Баррет Дэниэлс генеральный директор и со-основатель Nextstep Advisory Services. «Они [компании] видят, что случилось со Snap, делают шаг назад и говорят: «Мы должны быть лучше этого. Переход в публичные компании не делается для потери мнения о компании или сокращения ее роста. Мы должны быть достаточно фундаментальны.»»

Однако причины недостаточного числа IPO в последние годы можно отследить еще с момента введения закона JOBS Act в 2012 году.

Закон был разработан с целью поощрения малого бизнеса и стартапов путем упрощения для них федеральных нормативных требований и предоставления возможности инвестирования в бизнес обычным гражданам.

«Это подтолкнуло такие компании, как Google and Facebook, к переходу в публичные, поскольку позволил им перейти этот порог» добавил он. «Но как только JOBS Act был введен, он дал определенные возможности некоторым другим честолюбивым и динамичным компаниям. Фактически, значительно проще развить компанию, если она является частной, чем тогда, когда она публична. Нет никакого сравнения.»

Главной причиной того, что многие компании предпочитают остаться частной, является изобилие капитала на частных рынках. Как видно из предшествующего материала все рассмотренные здесь компании имели в последние годы хорошую возможность для привлечения инвестиций без IPO. IPO используется для создания возможности увеличения капитала. Но его необходимость необязательна.

FacebookTwitterGoogleVkontaktePinterestTelegramOdnoklassniki
Whatsapp