История Tesla (NASDAQ: TSLA) весьма занимательна. Несколько предпринимателей из Кремниевой долины собираются вместе и создают автомобильную компанию. Казалось бы, они обречены на неудачу, поскольку занялись не своим делом. Однако уже через несколько лет они построили компанию, конкурирующую с Большой тройкой (General Motors, Ford и Fiat Chrysler), а автомобиль, созданный ими, заслужил множество общественных наград.
История становления Tesla обсуждалась во многих видео и даже была изложена в одной книге, а ее отдельные фрагменты обсуждались в тысячах печатных и онлайн статей. Для тех, кто предпочитает краткий формат, на сайте Visual Capitalist история компании резюмирована в большой инфографике.
Сага о Tesla начинается с мелкосерийного спортивного электромобиля Roadster, но стартап стал «реальной компанией» только после IPO в 2010 году, в котором он смог привлечь $226 млн. инвестиций. Это было начало стремительного роста компании.
Tesla была первой американской автомобильной компанией, вышедшей на IPO после выхода на фондовый рынок в 1956 году компании Ford.
В момент выхода на IPO Ford была уже крупной и хорошо известной компанией, а ее IPO было в то время самым большим в истории WallStreet. В противоположность этому Tesla в 2010 году была крошечной фирмой-автопроизводителем, занимавшей весьма скромную нишу авторынка. О ней мало кто слышал за пределами автомобильной промышленности и экологического сообщества.
Аналитики рынка акций, мягко выражаясь, были настроены скептически и «медведи» (биржевые дельцы играющие на понижение) набросились на акции компании (сумма незакрытых позиций по акциям Tesla продолжает быть огромной вопреки тому, что на краткосрочных продажах были потеряны миллиарды).
Несмотря на типичные для акций амбициозных технологических компаний резкие колебания курса, котировки акций TSLA всегда имели тенденцию к росту. В последующие семь лет после IPO рыночная стоимость Tesla превзошла Ford, несмотря на то, что объем продаж ветерана американского автопрома был во много раз больше. К концу 2017 года рыночная капитализация Ford составляла $49,9 млрд, в то время как для Tesla этот показатель достиг $52,3 млрд.
За последние 7 лет произошли грандиозные события. Tesla приобрела у Toyota крупный завод в Фримонте. Она прекратила производство модели Roadster и перешла к следующей фазе плана развития, построив два электромобиля, известных сейчас как Model S и Model X. Эти два автомобиля к настоящему времени получили почти все существующие премии и почести, включая признание «самым безопасным автомобилем из протестированных NHTSA» и «лучшим автомобилем из протестированных Consumer Reports». К настоящему времени продано более 200 тыс. автомобилей.
С целью сокращения стоимости литий-ионных аккумуляторов на 30% Tesla в партнерстве с Panasonic построила гигантский завод Gigafactory в Неваде. Tesla представила домашний батарейный блок Powerwall –ключевую часть паззла, соединяющего электромобили и домашние генераторы солнечной энергии. Она ввела технологию автовождения Autopilot и построила свою международную сеть зарядных станций Supercharger. В 2016 году компания объявила о кульминации своего генерального плана: выпуск Model 3 –электромобиля для массового рынка со средней ценой. На новый электромобиль было быстро собрано почти полмиллиона предварительных заказов, что сделало его, пожалуй, самым успешным в истории запуском изделия в производство.
С созданием Model 3, которую теперь можно обнаружить повсеместно на североамериканских дорогах, Илон Маск достиг своей донкихотской цели, поставленной более десяти лет назад. Однако история Tesla только начинается: в процессе разработки модель Semi, новый Roadster; солнечные панели, устанавливаемые на крыши домов; крупные проекты по строительству аккумуляторов энергии в Австралии, Пуэрто-Рико и в других местах, создание новых зарядных станций Supercharger и всевозможный функционал, предоставляемый посредством беспроводных обновлений программного обеспечения. Будущее для компании, и для тех, кто пишет об этом, выглядит столь же ярким, как солнце Калифорнии.