В понедельник индекс РТС упал на 11,6% и был на пути к тому, чтобы обновить собственный рекорд падения за один день, установленный 16 декабря 2014 года, когда индекс упал на 12,4%. В то же время биржевой фонд VanEckVectorsRussia, единственный американский ETF нацеленный на российский фондовый рынок, упал на 9%.
Резкое падение, наблюдавшееся в понедельник, произошло после того, как в пятницу США ввели санкции против нескольких российских олигархов, чиновников, предприятий и государственных учреждений. Кроме того, расположенные в юрисдикции США активы этих физических и юридических лиц были заморожены. Санкции запрещают гражданам или юридическим лицам США вести дела с российскими компаниями и гражданами, попавшими под действие санкций.
«В дополнение, лица, не являющиеся гражданами США, могут оказаться под действием санкций в том случае, если сознательно содействовали значительным транзакциям в пользу или от имени физических и юридических лиц, попавших сегодня в санкционный список», — заявило Казначейство США в пятницу.
Одним из тех, по кому был нанесен удар последними санкциями оказался Олег Дерипаска, миллиардер и владелец РусАла, одного из крупнейших производителей алюминия в мире, который также попал под санкции. Фамилия Дерипаски также фигурировала в расследовании специального прокурора Роберта Мюллера в отношении российского вмешательства в выборы президента США в 2016 году.
В понедельник санкции против РусАла привели к скачку цен на алюминий, так как ожидается что эти санкции могут обернуться значительным сокращением общего объема поставок алюминия на рынок. Ценовой бенчмарк на алюминий на Лондонской бирже металлов достиг самой высокой отметки за месяц в $2122,50 за тонну. Он вырос на 7% с того момента, как в пятницу были объявлены санкции.
Скачок цен на алюминий и новые санкции США против РФ произошли спустя месяц после того, как президент США Дональд Трамп наложил 10-ти процентную пошлину на импорт алюминия. Пошлина не распространяется на ключевых торговых партнеров США – Канаду, Мексику и Европейский союз.
«Это дополнительный удар по российскому алюминиевому экспорту в США», — прокомментировал события Карстен Менке, аналитик из JuliusBaerGroup, «Существует неопределенность в отношении того, как это отразится на других странах, пользующихся алюминием российского производства».