Среди главных событий последних двух недель можно назвать новый раунд инвестиций Instacart, IPO компании Zuora, заявки на IPO или уточнения данных по ним от компаний Carbon Black и Pivotal Software, и, наконец, приобретение компанией Uber сервиса аренды электровелосипедов JumpBikes.
Обо всем по порядку.
Новые инвестиции в Instacart
5 апреля стало известно, что Instacart, стартап по доставке продуктов питания, проводит новый раунд инвестиций «серии E», в рамках которой он прежде уже собрал $200 млн. Новые $150 млн., которые получил Instacart, повысили его и без того огромную оценку с $4.2 млрд. до $4.35 млрд. Стартап пользуется исключительным интересом со стороны рынков частного капитала и, возможно, это объясняется тем, что в Instacart видят альтернативу компании Amazon, у которой имеется собственный сервис доставки Prime, и которая, благодаря относительно недавнему приобретению розничной сети WholeFoods, имеет виды, близкие к монополистическим, на рынок розничной реализации продовольственных товаров.
Uber и велосипеды
Приобретение компании JumpBikes, стало первым приобретением Uber с Дарой Хосрушахи во главе компании. Сумма сделки не разглашается, но по данным некоторых источников она может находится в диапазоне от $100 до $200 млн, что довольно много за небольшую велосипедную компанию.
Интерес к сервисам аренды двухколесного транспорта в последнее время растет в мире, и сделка по покупке JumpBikes не должна удивлять своими размерами. Достаточно вспомнить сделку по покупке Mobike, крупнейшего арендатора велосипедов в мире, который обошелся покупателям из Meituan-Dianping в $2,7 млрд.
JumpBikes предлагает электрические велосипеды в аренду в Вашингтоне и Сан-Франциско. В январе текущего года Uber совместно с JumpBikes запустили пилотный проект UberBike. Клиенты могли арендовать электровелосипед JumpBikes посредством приложения Uber. Теперь Uber планирует распространить этот сервис и на другие города США.
IPO на этой неделе
Zuora – компания, предоставляющая сервис по учету подписок, на этой неделе стала публичной. Можно привести ряд соображений в отношении того, почему у компании получилось провести столь удачное IPO. Возможно, инвесторы купили идею, высказанную однажды генеральным директором Zuora Тьеном Цуо:
«Инвестиции в нас – это на самом деле инвестиции в переход на новую бизнес-модель, в подписочную экономику».
Как бы то ни было, одно не подлежит сомнению – у Zuora получилось выдать отменный результат: первоначально в заявке на IPO компания указала ценовой диапазон в $9-$11 за акцию, затем он был повышен до $11-$13, а в конце первого дня торгов, цена за акцию составила уже $20. Компания без особых усилий получила планируемые $154 млн. и оценивается сейчас в $2 млрд. Не плохо, совсем, не плохо!
В последнее время появляется все больше технологических компаний, занимающихся безопасностью данных. Одна из них – Carbon Black, на этой неделе отправила заявку на выход на фондовый рынок. Прежде компания смогла на разных этапах финансирования привлечь более $190 млн. Сейчас в формуляре S-1, подаваемом в качестве заявки на проведение IPO в Комиссию по ценным бумагам США, у нее значится ожидаемая сумма инвестиций в $100 млн.
У компании крепкий бизнес, но отсутствует история прибыльности и не совсем понятны перспективы ее роста. Однако, в наши времена кибербезопасность– очень актуальная тема и ожидать снижения спроса на услуги фирм, обеспечивающих ее, не стоит.
В этом году первой компанией, занимающейся кибербезопасностью, вышедшей на IPO была Zscaler и это был феноменально успешное IPO. Торги начались на отметке в $16 за акцию, но уже в первый день на закрытии торгов цена доходила до $33 за акцию. Компания планировала привлечь $110 млн., но в итоге получила почти в два раза больше этой суммы. Посмотрим сможет ли Carbon Black повторить успех коллег по отрасли.
Другим важным IPO может стать Pivotal Software. В 2013 году эта компания, занимающаяся разработкой собственной облачной платформы и приложений на ней, получила от родительских компаний EMC и VMware огромные инвестиции в $946 млн. в ходе раунда финансирования серии А. В том же 2013 в раунде «серии B» компания привлекла $105 млн., а в 2016 году – $653 млн. В общей совокупности это около $1,7 млрд.
На этой неделе компания уточнила ожидаемую цену своих акций, выпускаемых на IPO. При цене в $14-16$, Pivotal может получить от продажи акций до $539,9 млн., что, по ее замыслу, должно поднять ее оценку до $3,04 или $3,48 млрд. Вырученные деньги понадобятся Pivotal, так как на счетах фирмы на данный момент только $73 млн., при том, что за прошлый год чистые издержки компании составили $163,5 млн., а затраты на операционную деятельность составили $116,5 млн.
Компания нуждается в дополнительных средствах, чтобы поддерживать свой рост. Ее валовая прибыль за прошлый год выросла на 55%, что выше, чем в позапрошлом году, когда этот показатель составил 44%, а еще годом раньше валовая прибыль росла с темпами в 33%. Чистые издержки Pivotal сокращались с $282,7 млн. в отчетном 2016 году, $232,9 млн. в 2017 году до $163,5 за отчетный 2018 год. Это хорошая тенденция в перспективе выхода компании на прибыльность.